Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Базинской основной общеобразовательной школы 
имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина - 
Большебакалдская основная общеобразовательная школа

Меню сайта
Дневник.ру
Поделиться
Рейтинг сайтов

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов Август, 2016г., Август, 2017г.

Участник Фестиваля школьных сайтов Октябрь, 2018г.,

Позитивный контент
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОРКСЭ

Комплексный учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики»

Примерная программа и структура. Аннотация

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.      Основы православной культуры;

2.      Основы исламской культуры;

3.      Основы буддийской культуры;

4.      Основы иудейской культуры;

5.      Основы мировых религиозных культур;

6.      Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в режиме апробации в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.      знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.      развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.      обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.      развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» 
в  программе обучения

     Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. 

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.  

Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы.  Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. 
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Примерная программа комплексного учебного курса 
«Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на 34 часа.

I. Федеральные документы

Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 года № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательный учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом  Министерства образования   РФ от 09 марта 2004 г. N 1312» 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования   РФ от 05 марта 2004 г. N 1089» 

Распоряжение Правительства Российской федерации от 28 января 2012 г. №84-р «План мероприятий   по  введению  с 2012/13 учебного   года  во  всех  субъектах  Российской Федерации комплексного  учебного  курса  для  общеобразовательных  учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.02.2012 года № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»

Приказ МО РФ от 31 января 2012 г. N 69

Приказ МО РФ от 01.02.2012 г._ О внесении изменений в ФБУП

Приказ МО РФ от 18.12.2012 г. №1060_ О внесении изменений во ФГОС НОО

Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. №08-761_ Об изучении предметных областей ОРКСЭ, ОДНКНР

 

II. Региональные документы

       ·         Об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ

(Письмо министерства образования Нижегородской области от 02.11.2011 № 316-01-52-4775/11) 

·      О формировании состава педагогов для преподавания учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

(Письмо министерства образования Нижегородской области от 26.12.2011 № 316-01-52-5568/11)

·       О  решении рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

(Письмо министерства образования Нижегородской области от 28.12.2011 № 316-01-52-5661/11; Решение рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области (заседание № 1 от 28.11.2011 г.)

·      Об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ

(Письмо министерства образования Нижегородской области от 14.02.2012 № 316-01-52-412/12)

·      «Об особенностях введения учебного курса ОРКСЭ в 2012 – 2013 учебном году»      

(Письмо министерства образования Нижегородской области от 04.05.2012  № 316-01-52-1474/12)

  • «О светском характере образования»      

       (Письмо МОНО от 25.09.2015 г. № 316-01-100-33-45-15-0-0_О светском характере образования)

III. Муниципальные и школьные документы


     Письмо Управления образования, молодежной политики и спорта от 04.02.2013 г. №89 "О выборе модуля изучения курса ОРКСЭ"

   Приказ от 07.03.2014 г. № 2_ Об утвержденииплана мероприятий по введению ОРКСЭ в 2014-2015 учебном году

IV.Материалы

В помошь родителям
Список литературы по курсу ОРКСЭ - основы православной культуры

Данные мониторинговых исследований

Информация о проведении родительского собрания в 3 классе о выборе модуля ОРКСЭ
Творческая работа по ОПК Ангерсбах Артура

 
...
...
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
...
...
...
...
...
...
...
...
...
карта сайта
Copyright MyCorp © 2019